8. Регулирование дорожного движения 8.3. Сигналы регулировщика имеют преимущество перед сигналами светофоров и требованиями дорожных знаков и являются обязательными для выполнения. Сигналы светофоров, кроме желтого мигающего, имеют преимущество перед дорожными знаками приоритета. Водители и пешеходы должны выполнять дополнительные требования регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофоров, требованиям дорожных знаков и разметки. 8.8. Сигналы регулировщика. Сигналами регулировщика являются положения его корпуса, а также жесты руками, в том числе с жезлом или диском с красным светоотражателем, имеющие следующие значения: а) руки вытянуты в стороны, опущены или правая рука согнута перед грудью: с левой и правой сторон – разрешено движение трамвая прямо, нерельсовым транспортным средствам – прямо и направо; пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной и перед грудью регулировщика; со стороны груди и спины – движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено; Жезл используется полицейскими и работниками подразделений военной инспекции безопасности дорожного движения только для регулировки дорожного движения. Для привлечения внимания участников дорожного движения используется сигнал, поданный свистком. Регулировщик может подавать другие сигналы, понятные водителям и пешеходам.
8. Регулирование дорожного движения 8.3. Сигналы регулировщика имеют преимущество перед сигналами светофоров и требованиями дорожных знаков и являются обязательными для выполнения. Сигналы светофоров, кроме желтого мигающего, имеют преимущество перед дорожными знаками приоритета. Водители и пешеходы должны выполнять дополнительные требования регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофоров, требованиям дорожных знаков и разметки. 8.8. Сигналы регулировщика. Сигналами регулировщика являются положения его корпуса, а также жесты руками, в том числе с жезлом или диском с красным светоотражателем, имеющие следующие значения: а) руки вытянуты в стороны, опущены или правая рука согнута перед грудью: с левой и правой сторон – разрешено движение трамвая прямо, нерельсовым транспортным средствам – прямо и направо; пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной и перед грудью регулировщика; со стороны груди и спины – движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено; Жезл используется полицейскими и работниками подразделений военной инспекции безопасности дорожного движения только для регулировки дорожного движения. Для привлечения внимания участников дорожного движения используется сигнал, поданный свистком. Регулировщик может подавать другие сигналы, понятные водителям и пешеходам.
9. Предупреждающие сигналы 9.8. Во время движения механических транспортных средств в светлое время суток с целью обозначения движущегося транспортного средства, ближний свет фар должен быть включен: а) в колонне; б) на маршрутных транспортных средствах, движущихся по полосе, обозначенной дорожным знаком 5.8 , навстречу общему потоку транспортных средств; в) на автобусах (микроавтобусах), перевозящих организованные группы детей; г) на тяжеловесных, крупногабаритных транспортных средствах, сельскохозяйственной технике, ширина которой превышает 2,6 м и транспортных средствах, осуществляющих перевозку опасных грузов; ґ) на буксирующем транспортном средстве; д) в туннелях. С 1 октября по 1 мая на всех механических транспортных средствах вне населенных пунктов должны быть включены дневные ходовые огни, а в случае их отсутствия в конструкции транспортного средства – ближний свет фар. В условиях недостаточной видимости на механических транспортных средствах можно включить дальний свет фар или дополнительно противотуманные фары при условии, что это не будет ослеплять других водителей.
10. Начало движения и изменение его направления 10.4. Перед поворотом направо и налево, в том числе в направлении главной дороги, или разворотом водитель должен заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в этом направлении, кроме случаев, когда осуществляется поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение, направление движения определено дорожными знаками или дорожной разметкой или движение возможно лишь в одном направлении, установленном конфигурацией проезжей части, дорожными знаками или разметкой. Водитель, выполняющий поворот налево или разворот вне перекрестка из соответствующего крайнего положения на проезжей части данного направления, должен уступить дорогу встречным транспортным средствам , а при выполнении этих маневров не из крайнего левого положения на проезжей части – и попутным транспортным средствам. Водитель, выполняющий поворот налево, должен уступить дорогу попутным транспортным средствам, движущимся впереди него и выполняющим разворот. При наличии трамвайных путей посередине проезжей части водитель нерельсового транспортного средства, выполняющего поворот налево или разворот вне перекрестка, должен уступить дорогу трамваю.
10. Начало движения и изменение его направления 10.7. Разворот запрещается: ґ) на пешеходных переходах и ближе 10 м от них с обеих сторон, кроме случая разрешенного разворота на перекрестке;
1. Общие положения 1.10. Термины, которые приведены в данных Правилах, имеют такое значение: безопасный интервал – расстояние между боковыми частями движущихся транспортных средств, или между ними и другими объектами, при котором гарантирована безопасность дорожного движения;
14. Обгон 14.6. Обгон запрещен: а) на перекрестке;
14. Обгон 14.6. Обгон запрещен: б) на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м перед ними;
14. Обгон 14.6. Обгон запрещен: в) ближе, чем за 50 м перед пешеходным переходом в населенном пункте и 100 м – вне населенного пункта;
15. Остановка и стоянка 15.3. В населенных пунктах остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на левой стороне дороги, имеющей по одной полосе для движения в каждом направлении (без трамвайных путей посередине) и не разделена разметкой 1.1 , а также на левой стороне дороги с односторонним движением. Если дорога имеет бульвар или разделительную полосу, остановка и стоянка транспортных средств возле них запрещаются.
15. Остановка и стоянка 15.7. На спусках и подъемах, где способ постановки не регламентируется средствами регулирования движения, транспортные средства необходимо ставить под углом к краю проезжей части так, чтобы не создавать препятствий другим участникам дорожного движения и исключить возможность для самопроизвольного движения этих средств. На таких участках допускается ставить транспортное средство вдоль края проезжей части, повернув управляемые колеса таким образом, чтобы исключалась возможность самопроизвольного движения транспортного средства.
20. Движение через железнодорожные переезды 20.7. Запрещается самовольно открывать шлагбаум или объезжать его, а также объезжать стоящие перед переездом транспортные средства, когда движение через него запрещено.
2. Обязанности и права водителей механических транспортных средств 2.13. Право на управление транспортными средствами лицам может быть предоставлено: мототранспортными средствами и мотоколясками (категории A1, A ) – с 16-летнего возраста; автомобилями, колесными тракторами, самоходными машинами, сельскохозяйственной техникой, другими механизмами, которые эксплуатируются на улично-дорожной сети, всех типов (категории B1, B, C1, C ), за исключением автобусов, трамваев и троллейбусов, – с 18-летнего возраста; автомобилями с прицепами или полуприцепами (категории BE, C1E, CE ), а также теми, которые предназначены для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов, – с 19-летнего возраста; автобусами, трамваями и троллейбусами (категории Dl, D, D1E, DE, T ) – с 21-летнего возраста. Транспортные средства относятся к следующим категориям: A1 – мопеды, мотороллеры и другие двухколесные транспортные средства, имеющие двигатель с рабочим объемом до 50 куб. см или электродвигатель мощностью до 4 кВт; A – мотоциклы, в том числе с боковым прицепом и другие двухколесные транспортные средства, имеющие двигатель с рабочим объемом 50 куб. см и больше или электродвигатель мощностью 4 кВт и более; B1 – квадро- и трициклы, мотоколяски и другие трехколесные (четырехколесные) мототранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 400 килограммов; B – автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов (7700 фунтов) , а количество мест для сидения, кроме сидения для водителя, – восьми, состав транспортных средств с тягачом B и прицепом, полная масса которого категории не превышает 750 килограммов; C1 – предназначенные для перевозки грузов автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет от 3500 до 7500 килограммов (от 7700 до 16 500 фунтов), состав транспортных средств с тягачом категории C1 и прицепом, полная масса которого не превышает 750 килограммов; C – предназначенные для перевозки грузов автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 7500 килограммов (16 500 фунтов), состав транспортных средств с тягачом категории C и прицепом, полная масса которого не превышает 750 килограммов; D1 – предназначенные для перевозки пассажиров автобусы, в которых количество мест для сидения, кроме сиденья водителя, не превышает 16, состав транспортных средств с тягачом категории D1 и прицепом, полная масса которого не превышает 750 килограммов; D – предназначенные для перевозки пассажиров автобусы, в которых количество мест для сидения, кроме сиденья водителя, более 16, состав транспортных средств с тягачом категории D и прицепом, полная масса которого не превышает 750 килограммов; BE, C1E, CE, D1E, DE – составы транспортных средств с тягачом категории B, C1, C, D1 или D и прицепом, полная масса которого превышает 750 килограммов; T – трамваи и троллейбусы.
33. Дорожные знаки 1. Предупреждающие знаки 1.6 «Крутой подъем». 1.7 «Крутой спуск». Знаки 1.6 и 1.7 предупреждают о приближении к подъему или спуску, на котором действуют требования раздела 28 данных Правил. Предупреждающие знаки, кроме знаков 1.4.1-1.4.3, 1.29-1.31.6, устанавливаются вне населенных пунктов на расстоянии 150-300 м, в населенных пунктах на расстоянии 50-100 м до начала опасного участка. При необходимости знаки устанавливаются и на другом расстоянии, которое указывается на табличке 7.1.1. Знаки 1.6 и 1.7 устанавливаются непосредственно перед началом подъемов или спусков, расположенных один за другим.
16. Проезд перекрестков 16.11. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к данному перекрестку проезжих частей по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения. 16.14. Если главная дорога на перекрестке изменяет направление, водители транспортных средств, движущихся по ней, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этим правилом должны руководствоваться между собой и водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
2. Обязанности и права водителей механических транспортных средств 2.14. Водитель имеет право: а) управлять транспортным средством и перевозить пассажиров или грузы по дорогам, улицам или другим местам, где движение не запрещено, в установленном порядке в соответствии с данными Правилами; б) исключен; в) знать причину остановки, проверки и осмотра транспортного средства должностным лицом государственного органа, которое осуществляет надзор за дорожным движением, а также его фамилию и должность; г) требовать от лица, осуществляющего надзор за дорожным движением и остановившего транспортное средство, предъявления удостоверения его личности; ґ) получать необходимую помощь от должностных лиц и организаций, которые принимают участие в обеспечении безопасности дорожного движения; д) обжаловать действия полицейского в случае нарушения им законодательства; е) отступать от требований законодательства в условиях действия непреодолимой силы или если другими средствами невозможно предотвратить собственную гибель или увечье граждан.
33. Дорожные знаки 5. Информационно-указательные знаки 5.92.1 и 5.92.2 «Велосипедный переезд». Обозначает организованный переезд велосипедистов через проезжую часть.